Казахский язык изучают как иностранный

газета Солтүстік Қазақстан

В населенных пунктах Российской Федерации, где проживает наибольшее количество казахов, началось преподавание казахского языка как иностранного. Это одно из мероприятий, направленных на создание условий подрастающему поколению казахов, живущих за пределами исторической родины, для изучения родного языка.Языковые проблемы российских казахов стали темой форума представителей общественных объединений приграничных регионов Казахстана и России, прошедшего в городе Омск.

Омская область по численности казахского населения занимает третье место в Российской Федерации после Астраханской и Оренбургской областей.По официальным данным переписи населения 2010 года, в Омской области проживают 78 тысяч этнических казахов. В этом регионе по численности казахи занимают второе место после русских. В российских паспортах нет графы, определяющей национальность гражданина.Тем не менее, точно известно, что 19,9 % населения Шубаркульского района составляют казахи, в Нововаршавском и Павлоградском районах их  по 16,6 %. В целом, казахи проживают в 200 населенных пунктах Омской области.

В Нововаршавском районе есть небольшой аул Каразюк (Қараозек  — по-казахски), основанный 325 лет тому назад. На сегодня здесь живут около ста семей, из которых всего одна — русская. В местной школе обучаются 50 детей, язык преподавания – русский. По словам директора школы Шолпан  Сексенбаевой,  с 1985 года казахский язык дети изучали на дополнительных кружковых занятиях вне расписания основных уроков. Недавно в учебных планах школ появился новый предмет – второй иностранный язык. Посоветовавшись с родительской общественностью, здесь было принято решение начать вести обучение казахскому языку как второму иностранному.

«По казахскому языку всего два урока в неделю. Этого очень мало. Молодые родители казахским почти не владеют, в семьях на родном не разговаривают, в итоге большинство детей своего родного языка вовсе не знают. Учительница прошла курсы повышения квалификации в СКГУ имени Манаша Козыбаева, очень ответственная, детей хорошо обучает. Результаты неплохие. На международной олимпиаде по казахскому языку, прошедшей в Караганде, наш учащийся был удостоен специального приза», — говорит Шолпан Ильясовна, которая сожалеет, что сама тоже родным языком  владеет плохо.

На переписи населения в 2002 году 72 % российских казахов заявили, что владеют родным языком. Сколько их теперь, точно никто не знает. При переписи 2010 года, возможно, этот вопрос не был включен в опросники, так как такая информация нигде не была обнародована. Даже в советское время изучению казахского языка уделялось больше внимания считают специалисты. По сведениям председателя фонда «Мирас» Аскара Раисова, раньше в начальных классах 12 школ области, где большинство учащихся составляли дети казахов, казахскому языку в расписании отводилось в неделю 6 уроков, кроме того преподавали казахскую литературу – 4 часа в неделю. Правда, в среднем и старшем звене количество уроков было уже поменьше: по два часа на изучение языка и литературы.

«Основная наша проблема – обучение казахскому языку. Уроки по языку, хотя и немного, ведутся, а литературу вовсе оставили без внимания. Не зная литературы, не читая произведений поэтов и писателей, невозможно развивать речь. С просьбой увеличить количество часов на казахский язык обращались в соответствующие органы не раз, однако положительного решения нет. Нас очень беспокоит, что молодое поколение растет без знания родного языка», — говорит Аскар Оматович.

Дефицит учебников  — еще одна проблема в изучении казахского языка. По этой причине до сих пор педагоги вынуждены пользоваться пособиями советского времени, написанными по старой методике.Закупать их в Казахстане местные организации образования не разрешают. По правилам, учебники должны пройти экспертизу в органах образования. К сожалению, до сих пор ни один учебник экспертами не был одобрен. Выход  из тупика нашли алтайские казахи. Используя методику казахских ученых, они создали свой учебник. Теперь по этому пути решили пойти и омичи.

Как отмечают представители старшего поколения, у молодых есть желание изучать родной язык.В ряде школ даже представители других национальностей начинают изучать казахский язык. По словам заместителя директора школы № 130 города Омск Сергея Субботина, если в прошлом учебном году из 120 детей-казахов 28 выбрали для изучения казахский язык, как второй иностранный, то в этом году количество таких учащихся стало 67. Среди них есть 6 русских детей, которые в будущем планируют стать предпринимателями и вести свое дело и в Казахстане.

На форуме общественных объединений приграничных областей, который был организован руководителем Омского областного казахского национально-культурного центра Жанатом Бекмагамбетовым, наряду  с обсуждением  проблем изучения казахского языка в России, также речь шла о состоянии преподавания русского языка в Казахстане. Почти все выступающие отметили, что с изучением русского языка в Казахстане проблем нет. К примеру, в приграничной с Омской областью Северо-Казахстанской области в 255 школах из 485 вся учебно-воспитательная работа ведется на русском языке, 112 школ являются смешанными, где по языку обучения классы делятся на казахские и русские. К сожалению, в Российской Федерации, где на сегодня проживают около 1 млн. казахов, нет ни одной школы с казахским языком обучения.

Всякое живое существо на земле имеет инстинкт самосохранения, который помогает им не исчезнуть и выжить, как вид. Социологи стали применять этот термин и в отношении человечества. Стремление малочисленных народов сохранить свой родной язык, национальные традиции и культуру – закономерное явление. Форум общественных объединений приграничных областей Казахстана и России, на котором были обсуждены проблемные вопросы изучения казахского языка с участием представителей власти, один из примеров этого явления.

Ербакыт Амантай,

«Soltústik Qazaqstan» 13.09.2018 г. «Қазақ тілі шет тілі ретінде оқытылады»

Leave a Reply